НОРМЫ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ ОБНОВИЛИ В БЕЛАРУСИ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

НОРМЫ РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ ОБНОВИЛИ В БЕЛАРУСИ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?



В Беларуси вступило в силу постановление Министерства транспорта от 9 января 2025 г. № 1. Оно утверждает Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автобусов, троллейбусов и трамваев. Что изменилось в работе городского транспорта, рассказал председатель Минской областной организации Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Николай Стринкевич.

Постановление №1 Минтранса заменит постановления №82 и №35. Первое ранее регулировало режим работы и отдыха водителей автомобилей, второе – водителей городского электрического транспорта. Новый документ не просто заменяет старые, а заполняет допущенные в них пробелы.

– Под руководством председателя Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций Владимира Федоровича мы вырабатывали вопросы и предложения по проектам. Работа над постановлением шла больше года. По многим вопросам долго не приходили к общим знаменателям, хотя было много структур, заинтересованных в выходе постановления, – рассказывает Николай Стринкевич.

Тем не менее, постановление приняли 9 января 2025 года, а в начале апреля оно вступило в силу. Рассказываем, что изменится с введением нового документа.

Добавлен новый вид транспорта – электробус

– Режим труда и отдыха водителей электробусов в трудовом законодательстве ранее не регламентировался, – объясняет глава Минской областной организации отраслевого профсоюза. – Однако споров по этому поводу не возникало, по крайней мере, в Минске и области. Не было такого, что я водитель электробуса, а не троллейбуса или автобуса, поэтому для меня трудовое законодательство действует по-другому. Но министерство прописало такую профессию в постановлении, и теперь по этому поводу точно не будет сложностей.

Четко прописано рабочее время водителя

Согласно постановлению, в рабочее время водителя, помимо, собственно, управления транспортом, теперь включаются:

проведение контроля технического состояния транспорта перед началом работы;
контроль размещения, крепления и состояния груза перед началом движения;
прекращение движения на маршруте, связанное с технической неисправностью, помехой для движения или обусловленное технологическим процессом.
При этом из рабочего времени исключили время простоев не по вине водителя.

– Список действий, входящих в рабочее время водителя, был и раньше. Но теперь был составлен исчерпывающий список работ, – отмечает Николай Стринкевич.

Ограничено время управления транспортным средством

Постановление ограничивает время, которое водитель может провести за рулем – не более 9 часов.

– Обсуждения этой нормы очень долго велись на уровне министерства, отраслевой профсоюз настаивал на включении ее в постановление, – рассказывает Николай Стринкевич. – Предыдущие постановления не оговаривали ограничения именно времени вождения, там были только ограничения времени выполнения работы. А работа – это ведь не только вождение.

Кстати, помимо, собственно, времени за рулем, в вышеупомянутые 9 часов также включают перерыв для отдыха и еды.

Отрегулирована смена графика работы водителя

– На этой норме также настаивал профсоюз: если меняется график работы водителя, это должно происходить с его согласия, и он должен узнать об этом за сутки, – объясняет председатель Минской областной организации отраслевого профсоюза.

Правда, иногда такие вот «рокировки» оказываются выгодны не только нанимателю, но и водителю. Например, если его просят выйти на маршрут вместо заболевшего коллеги. Однако, отмечает специалист, наниматель при этом не должен забывать о межсменном отдыхе. По закону от конца одной смены и до начала другой должно пройти не менее 12 часов. И, если «рокировку» проведут невнимательно, водитель может просто не успеть отдохнуть положенное время перед выходом на свою следующую плановую смену.

– Во избежание таких случаев постановление регламентирует, что наниматель должен предложить смену графика за сутки по согласованию не только с работником, но и с профсоюзами, – подчеркивает Николай Стринкевич.

Четко прописано число рабочих дней подряд

– Увы, не все наниматели у нас понимают, что такое суммированный учет рабочего времени, а еще – что такое начало и окончание рабочей недели, – обращает внимание Николай Стринкевич. – Поэтому бывали случаи, когда при планировании графика работ работнику назначали 10-14 дней без выходных. Потом предоставляли некоторое количество выходных, например, пять. Потом он еще десять дней работал, а следом ему давали оставшиеся выходные. И считали, что за определенный период – месяц, например, – они предоставили водителю положенную по закону норму выработки и положенное по закону количество выходных за месяц. Часов, вроде, везде хватает.

Чтобы наниматель и впредь не «жонглировал» цифрами и часами, Минтранс четко прописал в постановлении, что после шести рабочих дней обязательно должен идти один или более выходных.

Прописаны правила предоставления водителям дополнительной работы

По словам председателя Минской областной организации Белорусского профсоюза работников транспорта и коммуникаций, в некоторых областях, например в Минской, водителям иногда предлагают помимо основной работы взять еще дополнительно работу на 0,25 ставки. Это сделать несложно, но этот вопрос не был урегулирован на законодательном уровне. В постановлении №1 есть четкое ограничение по количеству часов работ, если ты работаешь на полную ставку и подрабатываешь на какую-то часть ставки.

Прописаны правила совмещения международного и белорусского законодательства

Это нововведение добавлено для представителей компаний, занимающихся международными перевозками. Их водителям часто приходится совмещать работу по международным правилам с работой по белорусским законам. Так, объясняет Николай Стринкевич, если в Беларуси при составлении рабочего графика оперируют днями, то в Европе – часами.

Постановление Минтранса разрешает перевозчикам пользоваться белорусским законодательством до тех пор, пока оно не противоречит международному.

– Так, если положениями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены постановлением, то применяются положения европейского соглашения, – поясняли ранее в Министерстве.

Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото БелТА
Источник - 1prof.by